06.10.2013

Винными дорогами Бордо

Предисловие

Все началось с моей учебы в пермской школе вина. За 10 занятий я научилась правильно дегустировать вино, определять по цвету каемки и «ножкам» молодое оно или выдержанное, узнала много новых слов, типа «купаж», «танины», «декантер» и прочее.
Но главное я открыла для себя удивительный мир вина и мне захотелось узнать о нем как можно больше. Увидеть собственными глазами процесс производства и знаменитые виноградники стало для меня навязчивой идеей))) Мне повезло, в своем желании я была не одинока. В нашей группе у меня нашлись единомышленники. И мы, группой в 4 человека, решили отправиться в  винный тур!
Первым делом нужно было определиться со страной. Выбирали между Францией и Италией. Душа хотела в Италию, но разум подсказывал, что начать лучше с Франции – все-таки она законодательница винной моды. Ну, а если Франция, то конечно же знаменитое Бордо

Просмотрев несколько предложений от турфирм и Simple мы поняли, что организацию поездки лучше взять в свои руки. Во-первых, по подсчетам получалось выгоднее. А во-вторых, программа на 100% зависит только от наших желаний и предпочтений. Мы побываем там где мы хотим, а не куда нас привезут. И никаких туристических разводов и лохотронов. В общем, думаю не стоит объяснять все преимущества самостоятельного тура.

Итак, началась подготовка. С датами определились быстро – вылет 14 сентября 2013. Выбрали середину сентября т.к. виноград уже созрел и скоро начнется сбор урожая.
Из нашей группы только один человек уже был в Париже, поэтому решили одним глазком еще и на французскую столицу  посмотреть.
Получилась следующая программа: 1,5 дня в Париже, 6 дней в Бордо.

Я взяла на себя разработку культурно-информационной части. Для начала выделила интересные для посещения регионы в Бордо. Конечно же это  Сотерн, Медок  и Сент-Эмильон.
Изучила какие там есть интересные шато с богатой историей и написала им письма с просьбой забронировать нам экскурсию в определенные даты. Многие шато откликнулись очень быстро. Но были и те кто вообще не ответил. Сразу скажу, что по-французски из нашей группы не говорил никто. Поэтому, экскурсии бронировали на английском. Хотя и с английским у нас не очень)))  На русском экскурсий нет ни в одном шато(((

Цена экскурсии от 8 до 15 евро. Как правило, все экскурсии длятся 1 час.

Также я узнала, что недалеко от Бордо есть курортный городок Аркашон, расположенный на берегу залива Атлантического океана, и знаменитый своими устрицами. Его я тоже включила в нашу обязательную программу. Уж очень хотелось на Атлантический океан посмотреть, а если с погодой повезет, то и ножки в нем помочить. Ну и разумеется, устриц поесть.

Французская виза
На пути к осуществлению моей мечты было одно препятствие - отсутствие открытой шенгенской визы. Я очень рассчитывала на помощь турагентства. Но мне сказали, что для получения французской визы нужно лично ехать подавать документы. И предложили сделать итальянскую визу и по ней въехать во Францию. Такая авантюра показалась мне рискованной. И я решила самостоятельно собрать все документы на визу и подать их в визовый центр в Екатеринбурге. Оказалось не так уж это и сложно.
И вот я счастливая обладательница мультивизы на целых 2 месяца!!! Теперь уже ничто не сможет помешать мне побывать в святая святых  виноделия и продегустировать знаменитые бордосские вина!

Бюджет поездки:
- билеты Аэрофлот с пересадкой в Москве – 18 500 рублей
- отель 2* в Париже – 4150(2 ночи)
- отель 3* в Бордо – 6 100(6 ночей)
- медицинская страховка – 232 рубля(9 дней)
- фотографии для визы – 275 рублей
- виза (сервисный сбор, доставка)= 3500 рублей
- билеты до Екатеринбурга – 2 000 рублей(туда-обратно)
- билеты Париж – Бордо - Париж  - 5 500 рублей(туда – обратно). Мы протянули с покупкой билетов и пришлось брать по очень дорогим тарифам.А могли взять за 1 600 рублей(((
- аренда автомобиля – 2 400 рублей с человека(5 дней)
ИТОГО: 42 657 рублей

Перелет
Прошел точно по расписанию. Хотя до нашего отъезда в Перми несколько дней стоял туман и рейсы задерживались. Но видимо небеса были за нас. В день вылета тумана не было.

Несколько слов о Париже
Париж не был главным пунктом нашего путешествия. Хотелось только одним глазком на него посмотреть, вдохнуть атмосферу парижских улочек и понять стоит он отдельного путешествия или нет. Проведя опрос в нашей мини-группе мы единодушно сошлись во мнении, что обязательно хотим увидеть две парижских достопримечательности – Нотр-Дам и Эйфелеву башню.

Кроме этого, в Париже мне очень хотелось сделать следующее:
  1.        Устроить пикник на газоне рядом с Эйфелевой башней
  2.    Прокатиться на старинной карусели
  3.    Прогуляться по мушкетерским местам. Фанаты Дюма меня поймут)))
Увы, из этой программы не удалось выполнить практически ничего.

Парижский дождь смыл наши планы на пикник. Даже до Монтмартра, который находился в пешей доступности от отеля, дойти не удалось. Убежали от дождя  в ближайшее кафе и так там и остались.
А потом короткими перебежками в винотеку, в сырную и в отель. В первый день Париж нас испытывал.

Зато на второй день ярко светило солнце и прогулка удалась. Мы увидели Нотр-Дам, правда внутрь не попали. О чем не очень сожалею. Я бы очень хотела остаться с этим величественным собором один на один. А при многочисленных толпах туристов это вряд ли возможно. Вид с менее известной стороны меня впечатлил больше.
Менее известная
Известная сторона
Напротив Лувра мы обнаружили воскресный рынок.
Это был самый запоминающийся обед за всю поездку. Продегустировав плоды труда местного производства, мы решили перекусить устрицами и улитками под эльзасский гевюрц. Словами трудно передать наше гастрономическое наслаждение.

Потом был шопинг на Елисейских полях. Но у меня почему-то не было настроения для этого занятия. В каждом магазине тьма народу, не протолкнуться. День то воскресный. И я решила отделиться от нашей группы и просто прогуляться по парижским улицам. Во время прогулки я все пыталась понять нравится мне Париж или нет. Я как заклинание мысленно произносила фразу « Я в Париже!!!», но ликования и эйфории  в моей душе не было. Хотя негатива тоже не испытывала. Видимо, город не захотел мне открыться с первого раза. Вывод: надо ехать снова)))
Вот таким я увидела Париж в первый раз:

Все вместе мы собрались только к вечеру. В планах было поехать к визитной карточке Парижа – Эйфелевой башне. Но сначала ужин. Мы очень проголодались! Место вечерней трапезы было определено еще с утра – Леон де Брюссель, известное сетевое заведение. Их фирменное блюдо – мидии в горшочках. К счастью, оно находилось недалеко от отеля.  Но попасть туда, оказалось, не просто. Пришлось постоять в очереди минут 10. С очередью в ресторан я столкнулась впервые))) Но ожидание того стоило. Все было очень вкусно, а счет был демократичным.
И вот довольные и счастливые, и в тоже время очень уставшие, мы приняли решение никуда больше не ездить, а вернуться в отель. Завтра утром нас ожидал переезд в Бордо и нужно было собирать чемоданы.

Я утешала себя тем, что это очень оригинально – побывать в Париже и не увидеть Эйфелеву башню))) Долой туристические шаблоны!

Бордо
В этот город я влюбилась с первого взгляда, из окна такси. На один любимый город у меня стало больше. Жаль, что не хватило времени на более близкое знакомство с ним. Ведь основная наша цель  – виноградники и знаменитые шато.

Собор Святого Андрея в Бордо

Мы поселились в отеле с очень значимой для нас улицей Медок. Мы специально выбирали отель в районе Шартрон. Ведь именно здесь проживали виноторговцы и все напоминает о занятии виноделием. Так например, наша гостиница снаружи была очень похожа на бывшие винные склады)))
А еще пешком можно дойти до музея вина в Бордо. Это и стало очередным  пунктом нашей программы после заселения. Вот только точного адреса мы не знали. С информационной частью нашего путешествия вообще все было плохо.
Видимо, очень много времени, сил и энергии ушло на организацию поездки. И сбор информации об истории, культуре остался вне поля нашего зрения. Только какие-то общие сведения. Поэтому мы были готовы к приключениям и действовали по принципу «Главное ввязаться в бой, а там на месте разберемся!»)))

Музей мы в итоге нашли. Находится он в подвале старинного здания.

И о чудо! В музее была распечатка на русском языке. Больше нигде в Бордо нас не баловали великим и могучим. И это даже и к лучшему. Я хоть свой английский немного подтянула.
Единогласно сошлись во мнении, что экспозиция музея слабовата. Ожидали чего-то большего. Но для галочки сходить можно. После самостоятельного осмотра предлагают продегустировать два вина. Разумеется, вина очень простые, из категории на каждый день. Стоит экскурсия и дегустация 7 евро. Также можно купить различные сувениры на винную тематику: ножи сомелье, карты виндельческих регионов, вакуумные пробки, открытки с известными шато и пр.

дегустация

Сотерн

Первым регионом по плану у нас был Сотерн, «родина» туманов, благодаря которым появилось на свет «жидкое золото» Франции – легендарное сладкое вино. Жители региона оригинальничать не стали и назвали свое детище – сотерн. Чем и прославили это место на весь мир.

У нас была забронирована экскурсия в Chateau Suduiraut. Но она, увы, не состоялась. Дело в том, что утром нам надо было забрать машину. При бронировании на сайте было 2 варианта места, где можно ее забрать – ж/д вокзал и центр города. Мы выбрали центр города. На месте оказалось, что это центр не Бордо, а другого города, в 20 км от Бордо!!! Наша оплошность обошлась нам в 50 евро на такси и пропущенной экскурсией. Зато нашим верным спутником на 5 дней стал Мерседес-Бенц!)))
Наша ласточка)))
Поэтому мы поехали в Сотерн без определенного плана, куда глаза глядят. Дорога хорошая, небольшой участок проехали по платной дороге, заплатили всего 4,4 евро в обе стороны. Ехать минут 30-40.

И вот они ВИНОГРАДНИКИ!!! Нашему взору предстала знаменитая бордосская белая троица – СОВИНЬОН, СЕМИЛЬОН и МУСКАДЕЛЬ!

Повсюду висят указатели на шато, выбирайте любое, куда-нибудь, да приедете)))

Приемные часы в шато с 09 до 12 и с 14 до 18-19. В крупные шато без записи не попасть, а вот мелкие с удовольствием проведут для вас небольшую экскурсию и предложат продегустировать свое вино.
За день мы объехали 6 шато, от полученной информации, впечатлений и дегустаций в голове стоял легкий туман. Неудивительно, мы же в Сотерне)))

Гостеприимный хозяин  шато Lamothe Despujols проводит для нас дегустацию
Одно из шато, где мы побывали - Chateau Guiraud
Но мы не могли уехать не побывав в жемчужине Сотерна – шато d'Yquem . А найти его было нелегко, на него указателей не было. Но кто ищет, тот найдет! Экскурсию нам конечно никто не провел, но прогуляться по территории любезно разрешили.
d'Yquem отличается от других шато своей величественностью, средневековой мощью и аристократизмом.

Шато д'Икем
Виноградники шато

Знаменитым шато уже несколько веков владеет семья Люр-Салюсов. Потомственность в виноделии стала частым предметом наших разговоров. С одной стороны это так хорошо – не нужно задумываться и мучительно выбирать кем же тебе стать. Конечно же виноделом. С другой стороны – а если хочешь быть, например, врачом или адвокатом. Как в этой ситуации быть? Для нас это так и осталось невыясненным...

Программа дня была выполнена, мы увидели практически все, что хотели, познакомились с интересными людьми и узнали много нового для себя.

Вот что мы узнали из общения с виноделами о сотерне:
  1. Производство сотерна великий труд. Кто бы сомневался))) Очень сильная зависимость от климатических условий. Если погодные условия были неблагоприятными, то многие виноделы жертвуют всем урожаем и не выпускают вино под своей этикеткой.
  2.   Виноград собирается вручную, причем не кистями, а по ягоде. Делается это в несколько заходов. Дело в том, что благородная плесень botrytis citerea поражает виноград не равномерно. Вот и приходится по несколько раз обходить виноградники. И сбор урожая может затянуться на месяцы.
Конечно, эту информацию можно легко найти в Интернете, да и на занятиях нам рассказывали. Но когда ты собственными глазами все это видишь, знания усваиваются намного лучше.
В общем, от поездки в Сотерн мы остались в полном восторге.

Вид на Сотерн с вершины холма

Медок

В этот день все было против нас. С утра зарядил сильный дождь, как вы понимаете, не самая лучшая погода для прогулок по виноградникам. Несколько раз мы сбивались с маршрута, трасса на Медок изобилует дорогами с круговым движением. И нужно быть очень внимательным, чтобы попасть в нужный съезд. В итоге мы опять опоздали на экскурсию в шато, которая была назначена на 10:00. Я была очень расстроена. Конечно, самостоятельный осмотр тоже интересен, но уже хотелось полноценной экскурсии: с чувством, с толком, с расстановкой. Но у нас был еще шанс попасть на экскурсию в 14:00. А до этого времени мы колесили по округе и заезжали в понравившиеся нам шато. Теперь мы знаем о шато с громким названием Мулен-Руж)))

Внутри шато Мулен-Руж
Наступило время обеда. А с кафе там не очень хорошо. В первом на пути кафе нам сказали, что все столики зарезервированы под группу. Пришлось ехать дальше. Нашли кафе в О-Медоке. И пока нас обслуживали, а было это очень медленно, мы пропустили время второй экскурсии. Вот такой был неудачный день.

Шато Пишон-Лонгвилль, куда мы не попали на экскурсию(
Поколесив еще немного по округе, безуспешно пытаясь найти шато Марго, мы расстроенные и все взвинченные от неудачного дня, поехали в отель.
Но уехать домой и не увидеть великие шато Медока… Нет, этого себе позволить мы не могли. И через день мы снова поехали в Медок. На этот раз все было, наоборот, за нас. Ну и мы основательно подготовились и наконец-то вооружились информацией. Выбрали 3 шато, которые обязательно хотим посетить: шато Марго, шато Жискур и шато Мутон-Ротшильд. Нашли их точные координаты, хотя это было нелегко.
И погода, видимо, решила нас вознаградить за наши труды и упорство))) Был отличный солнечный день!
Навигатор привел нас прямо к воротам шато Марго. Больше никаких плутаний по округе не было.

Шато Марго
Разумеется ни о какой экскурсии не могло быть и речи. Но, увы, даже вход на территорию самого шато был закрыт. Пришлось довольствоваться прогулкой вдоль производственных помещений и фотографиями на фоне красивой аллеи.

А вот в шато Жискур нам сказочно повезло. Неожиданно для себя мы попали на  экскурсию!!! Экскурсия предназначалась не для нас, а для группы из Дании. Но молодой гид, по имени Майкл, разрешил нам присоединиться. Как удачно мы заехали)))

Экскурсия была потрясающей! Майкл очень интересно рассказывал, сыпал шутками и метафорами. И хотя мы понимали через слово, он нас покорил.

Нам было предложено продегустировать 4 вина. Царила непринужденная теплая обстановка, мы все вместе с датчанами поднимали бокалы и на разных языках произносили «На здоровье!». Вина шато Жискур почему-то очень популярны в России. Мы узнали, что в шато производят 5 вин, в том числе и розовое. Перед дегустацией знаменитого Шато Жискур, 2004 года, Майкл решил развлечь нас карточными фокусами. Было забавно.

Майкл показывает фокусы
Наш клуб дегустаторов)))

Без покупок не ушел никто)))

И пусть мы не попали на другие запланированные экскурсии, визит в шато Жискур нам все компенсировал. Теперь это шато наш фаворит!

В шато Мутон-Ротшильд уже ехать не хотелось, впечатлений и так хватало. Его мы решили оставить до следующего визита в Бордо.

В общем, Медок нам покорился, пусть и со 2 раза. Возникло большое желание пожить несколько дней в каком-нибудь шато. Или в Пойяке. Уж очень нам понравился этот городок, хотя были только проездом.
Да и от всего региона Медок остались неизгладимые впечатления.  Мы обязательно вернемся!!!

Сент-Эмильон

У нас была запланирована экскурсия в шато Фижак на 15:00. Это был наш последний шанс попасть на запланированную экскурсию. И мы его не упустили! Приехали даже на полчаса раньше. Но вот экскурсия нам не понравилась, точнее экскурсовод. Рассказ был без особого вдохновения, как-то наигранно. И нам было немного жалко 15 евро, которые мы заплатили. Экскурсия таких денег не стоила. Все, что нам рассказывали, мы уже видели бесплатно во время  самостоятельных визитов в шато. И уже тогда у меня мелькала мысль, что раз у нас не получается попасть на экскурсию, может это и к лучшему. После визита в шато Фижак я окончательно в этом убедилась!

Виноградники шато Фижак

А вот городок Сент-Эмильон просто волшебен! Жаль у нас было мало времени на него.

Все 3 региона, где мы побывали, очень разные, каждый со своей историей и культурой. Лично мне больше по душе пришелся Сотерн, он какой-то уютный и очень домашний. Программа у нас получилась очень насыщенная. Было желание еще съездить в Коньяк. Но уже не было сил.

Заключение
  1. На Бордо 6 дней очень мало!!! Сам город заслуживает 2-3 полноценных дня. А на виноградники нужно не меньше 7-9 дней, а может и больше.
  2. Самостоятельным путешествиям быть! Раньше я не знала с какой стороны подойти к организации самтура. Но сейчас уже есть небольшой опыт и большое желание все организовывать самой. Самостоятельные туристы принимайте в свои ряды!)))
  3.  Очень надеюсь, что это не последняя моя поездка по винным регионам. Очень хочется продегустировать розовые вина Прованса. А еще попробовать на вкус гевюрцтраминер. Мне очень интересно почему у него такой необычный вкус. Значит, надо ехать в Эльзас)))
    Да и в Тоскане обязательно нужно побывать. В общем, начинаю планировать следующее путешествие!)))

До встречи на виноградных полях!

Интересная статья? Поделись с друзьями!

3 комментария :

1. Алла, ты молодец! Периодически заглядываю к тебе в блог!
    Принимай в компанию самостоятельных путешественников! Есть планы на новый год и зимние каникулы? Катерина, однокурсница (ivan-kata@mail.ru)

2. Катя, спасибо за теплые слова. Очень приятно!
    You are welcom! Увы, на НГ и каникулы планов нет. Ближайшая самостоятельная вылазка - Италия, Рим(апрель 2014). Давно мечтала побывать в Риме. А мечты должны сбываться)))

3. Замечательный пост,интересно пишете! Тоже мечтаю самостоятельно путешествовать!